Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В процессе организации и выполнения перевозок различных грузов, пассажиров и багажа между ОАО «РЖД», как основным железнодорожным перевозчиком и отдельными юридическими и физическими лицами возникают определенные отношения.
Эти отношения могут затрагивать широкий круг вопросов, которые несомненно должны поддаваться нормативному регулированию. К наиболее распространенным вопросам этого круга являются:
- права предприятий и организаций на предъявление груза к перевозке, а также обязанности железной дороги осуществить перевозку;
- права граждан на осуществление поездки и обязанность железной дороги организовать и осуществить перевозку пассажира и багажа;
- порядок подачи заявлений и процедура рассмотрения претензии пассажира или грузоотправителя, их исков в отношении перевозок (в случаях наличия у грузовладельца и пассажира достаточных оснований для их предъявления);
- перечень других вопросов, которые носят организационный, экономический и правовой характер.
Естественно, что эти взаимоотношения должны регламентироваться определенными нормами и положениями, едиными и обязательными как для дорог, так и для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами.
Общие правовые нормы, определяющие отношения между различными юридическими лицами, установленные гражданским законодательством, недостаточны для регламентации отношений, возникающих при выполнении перевозок грузов, пассажиров и багажа, поскольку не отражают специфических условий перевозочного процесса.
В связи с особым положением транспорта в хозяйственной и экономической жизни государства необходимы специальные правовые нормы, регулирующие взаимоотношения между предприятиями железнодорожного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами.
1 История развития Устава
Взаимоотношения между указанными субъектами, практически с момента их возникновения, регулируются с помощью отдельных правил.
Причиной зарождения и принятия первых правил стала необходимость решения вопроса об общем пользовании подвижным составом. Ранее, несмотря на то, что одинаковая ширина колеи на всей сети (1524 мм) позволяла осуществлять бесперегрузочную передачу грузов с дороги на дорогу, это не производилось. Вагоны были частной собственностью, а значит, если он с грузом следовал на чужую дорогу, та не имела право пользоваться им как чужой собственностью. В результате вагон возвращался на железную дорогу-отправителя порожним. В то же время грузы следовали рядом, но в других вагонах.
Идея общего пользования подвижным составом послужило началом создания единых правовых условий для российских железных дорог. На совещании представителей Московско-Рязанской, Рязано-Козловской, Козловско-Воронежской, Тула-Моршанской и Грязе-Борисоглебской железных дорог в 1868 г. в г. Козлове (ныне Мичуринск) было заключено соглашение между этими дорогами о бесперегрузочном пропуске вагонов с одной дороги на другую.
Практическую значимость такого принципа использования товарных вагонов обосновали существенным повышением эффективности их эксплуатации при сохранении размеров собственного парка вагонов каждой дороги и поддержании его технического состояния на должном уровне.
В 1872 году были изданы «Общие правила о прямом пассажирском и товарном сообщении».
В 1879 г. Московское юридическое общество разработало проект положений об ответственности железных дорог под названием «О вознаграждении за вред, причиненный неисправностями железнодорожных предприятий», которые в последующем были включены в первый проект Устава железных дорог.